ЦЫПЛАКОВ Виктор Григорьевич

[ 19.3( 1.4). 1915, село Бурминка Ряжского уезда Рязанской губернии (ныне Новодеревский район Рязанской области) — 8.6.1986, Москва], живописец, народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, педагог, профессор (1969), лауреат Государственной премии СССР (1950). Родился в семье кузнеца. В 1942 окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова по мастерской Г.М. Шегаля. Уже дипломная тематическая картина «В.И. Чапаев» (руководитель народный художник СССР С.В. Герасимов) получила высокую оценку, и Цыплаков был оставлен в институте на 2 года для усовершенствования в мастерстве живописи. В дальнейшем прославился как талантливый автор историко-революционных тематических картин и жанровых полотен, как портретист и тонкий мастер пейзажа. Среди этих работ особенно известны: «В.И. Ленин в 1917 году», «В.И. Ленин в Смольном» (1947), «Ленин-вождь», «В.И. Ленин с крестьянами в Горках» (1960), «М. Горький на Волге» (1945), «Зоя Космодемьянская («Допрос»). В 1950 удостоен Государственной премии СССР за участие в создании картины «Передовые люди Москвы в Кремле» (1949) и за портреты трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба, писателя Л.М. Леонова и летчика-истребителя И.А. Колышкина. Покоряет мастерством «Автопортрет» на фоне деревенского пейзажа (1985). Цыплаков был выдающимся мастером пейзажа, жанр которого «был органичен таланту художника». В своих этюдах и картинах он воплотил пейзаж средней полосы России и Крыма. Его этюд «Мороз и солнце» (Государственная Третьяковская галерея), весь пронизанный светом, вызвал восторг академика И.Э. Грабаря: «Вот это русское искусство!». Русская природа отражена в пейзажах художника в разное время года и суток: «Зимушка-зима», «Последний снег», «Март-бокогрей», «Снег сошел», «Осень», «Утро», а картина «Поздняя осень» (1965) находится в собрании Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина. По мнению известного искусствоведа М.В. Алпатова, Цыплаков «подобно К. Коровину и В. Серову, ценил эстетику серого цвета, красоту серебряных тонов, особенно выразительных в зимних пейзажах. Вместе с тем, он очень дорожил контрастами холодных и теплых тонов, яркостью и напряженностью цветового строя…». Это особенно проявилось в картинах православных храмов на фоне зимнего пейзажа, таковы «Церковь Благовещения Борисо-Глебского монастыря», «Собор Рождества Богоматери в Суздале». С 1948 началась преподавательская работа Цыплакова в родном институте, в 1957 возглавил персональную мастерскую, с 1962 профессор МГХИ имени В.И. Сурикова. В 1985 в честь 70-летия Цыплакова были организованы в АХ СССР персональная выставка и юбилейный вечер.
? Литература: Цыплаков В.Г. // Ретроспективная выставка «225 лет Академии художеств СССР (1757-1982)». Каталог. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — Т. 2.
— С. 552-523; Мелик-Нубарова Л. Воспитай ученика: Мастера культуры // Москва. — М., 1985; — 1 апр.; Анфимов селе «Дать искусству душу» // Рязанский комсомолец. — 1985. — 20 апр.; Он же. Вечер в Академии художеств // Приокская правда. — Рязань, 1986. — 4 дек.; Бушкова Т. Виктор Григорьевич Цыплаков // Сто памятных дат 1990: Художественный календарь. — М.: Сов. художник, 1989. — С. 98- 100; Третьяков Н. Живопись Виктора Цыплакова // Художник. — М., 1990. — № 2. — С. 13-18; Забелин В. Бережное отношение к таланту // Там же. — С. 19—20; Белых А. Жизнелюб и труженик // Там же. — С. 20-22; Чугунов С.А. Цыплаков Виктор Григорьевич // Рязанская энциклопедия. — Рязань: Пресса, 2000. — Т. 2. (Н-Я) — С. 635.
В.М. Касаткин